Границы и свободное воспитание

Границы и свободное воспитание

Где грань, после которой заканчивается польза и начинается вред?

Аза Гезгу

В мире децентрализованных семей с колоссальной модой на свободное воспитание, которое каждый трактует по-своему, большое внимание уделяется тому, чтобы ребенок принимал решения сам. Но, к сожалению, нередко при таком подходе к воспитанию, мы получаем маленьких тиранов, которые много и часто «не пойми чего хотят».

Так получается потому, что на плечи ребенка родители кладут слишком много недетской ответственности — то есть, не выросший человек должен принимать решения не только там, где объективно может, но и там, где пока еще простирается сфера ответственности родителей. Осознанно или неосознанно родители не желают принимать собственные решения и тут очень удобно попадается под руку концепция свободного воспитания.
И дети раньше времени становятся «взрослыми». Но, так как внутренний стержень и зрелая структура, понимание правил и границ, в них еще не сформированы, мы получаем не совсем тот результат, которого ожидали.

Где же золотая середина, в которой гармонично и хорошо и ребенку, и взрослому?

Тут стоит разобраться, зачем нужны границы, и почему это один из инструментов познания мира для ребенка.

Границы играют важную роль в воспитании, поскольку они помогают детям понять, что такое безопасное и приемлемое поведение. Когда родители устанавливают четкие границы, они не только защищают ребенка от потенциальных опасностей, но и помогают ему развивать чувство ответственности и самоконтроля. Границы учат детей, что каждое действие имеет последствия, а также формируют у них понимание того, что существует определенная структура в жизни.

Однако важно помнить, что границы не должны быть жесткими или подавляющими. Они должны быть гибкими и адаптироваться к возрасту и индивидуальности ребенка. Например, маленьким детям нужны более четкие и строгие границы, чтобы они могли чувствовать себя в безопасности. По мере взросления границы могут расширяться, предоставляя ребенку больше свободы для принятия собственных решений, но при этом оставаясь в рамках разумного.
Расширение границ — это бонус за осознанное развитие.
Растет организм, растет объем психики, растут посильные задачи, ответственность и свобода.

Золотая середина заключается в том, чтобы давать детям возможность исследовать мир и делать выборы, одновременно обеспечивая им поддержку и руководство. 

Это значит, что родителям следует активно участвовать в процессе принятия решений вместе с детьми, обсуждая последствия их действий и помогая им учиться на ошибках. Такой подход способствует развитию критического мышления и позволяет детям осознанно подходить к своим выборам.

Кроме того, важно учитывать эмоциональное состояние ребенка. Иногда желание установить границы может быть вызвано страхом или неуверенностью родителей. В таких случаях необходимо работать над собственными переживаниями, чтобы не проецировать их на ребенка.

Свободное воспитание не означает отсутствие границ.

Как писала Мария Монтессори: «Свобода в пределах границ».

То есть, свобода приносит пользу, когда ограничена определенными рамками. Дети должны иметь возможность принимать решения, но эти решения не должны вредить  окружающему миру.

В классе, работающим по методу Марии Монтессори, установлены правила поведения, которые помогают детям понимать, что их свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Дети могут свободно перемещаться по классу, но они должны уважать пространство друг друга и не мешать работать другим.

Таким образом, границы — это не ограничение свободы, а инструмент для ее правильного использования. Они помогают детям развивать уверенность в себе, учат их уважать других, проявлять терпение, договариваться. Так формируются здоровые отношения с окружающим миром.

В конечном итоге, задача родителей — создать баланс между свободой и ответственностью, а также  пространство для роста и развития ребенка в безопасной, дружелюбной и поддерживающей среде.