Перед первым сентября в родительских сообществах витает тревога. Родители школьников искренне выражают друг другу соболезнования и шлют слова поддержки. Появляется много информации о том, как подготовить детей к школьному режиму после каникул и повысить учебную мотивацию, но при этом забывают о родителях. Многие из них испытывают страх за будущее своих детей.
Эти страхи небезосновательны: жизнь наших детей действительно будет сложнее, чем наша собственная. Достаточно посмотреть на количество бюджетных мест в вузах, которое сократилось, чтобы сопоставить «как было» и «как стало».
К 2024 году число бюджетных мест в российских вузах сократится на 17% по сравнению с 2019 годом. Такой прогноз представлен в докладе правительства Федеральному собранию о политике в сфере образования, с которым ознакомились «Известия». При этом абитуриентов, наоборот, станет больше на 15%, поэтому шансы получить высшее образование за счет государства значительно уменьшатся. Сокращение бюджетных мест связано, прежде всего, с уменьшением их числа в региональных вузах, уверены эксперты, опрошенные «Известиями».
Тревоги и опасения родителей понятны, однако то, что мы с ними делаем, часто оказывается иррациональным и нелогичным. Заботливые папы и мамы не замечают, как быстро и активно начинают управлять жизнью ребенка, как сильно участвуют в ней, чтобы их ребенок точно состоялся. В копилку идут различные программы по подготовке к школе, курсы робототехники, занятия в бассейне с танцами и музыкальная школа с фигурным катанием и прочее.
Родителям тревожно за будущее детей. Мы все хотим, чтобы наши дети были успешными. Участвовать в школьной жизни ребенка естественно, и споров это вызывать не должно. Так незаметно для себя родители вовлекаются в школьную жизнь день ото дня все больше.
Во-первых, не забывайте, что, заботясь о ребенке, мы упускаем благодатный период для формирования его учебных навыков. Приходя из школы, такой ребенок не знает, что ему задано, и не способен самостоятельно распределить свое время для выполнения домашних заданий. Вполне логично, что рано или поздно это становится головной болью родителей: безобидное участие превращается в чрезмерное попечение.
Во-вторых, если основная школьная нагрузка уже легла на вас, поверьте, это не повод брать на себя еще больше. К средней школе задания только усложняются, объем информации нарастает. Однако большинство родителей продолжают включаться в дела школы с такой же степенью интенсивности. Времени на себя у них становится меньше, а агрессии — больше.
В-третьих, перестаньте бороться с ребенком за его школьную успеваемость. Найдите в себе силы трезво взглянуть на ситуацию: чего именно ему не хватает и как ему помочь? Как показывает практика, разобраться и найти решение — куда более сложная и творческая задача, чем ежедневно делать за ребенка уроки и следить за расписанием. Зато она приносит замечательные плоды.
Задайте себе вопросы: почему школа превращается в мою личную обязанность? Как создать условия, в которых у ребенка повысится мотивация и появится интерес к учебе?
Найдите в себе силы либо самостоятельно справиться с трудностями, либо обратиться к специалистам. Начать можно со школьного психолога; возможно, он порекомендует каких-то дополнительных специалистов.
Если на первое нет сил, а на второе — времени, обращайтесь за помощью к опытным друзьям, у которых эта сфера жизни налажена и которые готовы поделиться опытом. Поверьте, есть семьи, в которых все по-другому.
Так что же делать?
Надо принять для себя, что мы не можем контролировать все, что происходит с ребенком. Мы не можем нести ответственность за абсолютно все, что с ним происходит. Мы не можем поместить его в безопасный пузырь, чтобы с ним происходило только хорошее. Более того, это иногда даже полезно — когда ребенок сталкивается с трудностями, опасностями, болью и несовершенством мира. Так у него больше шансов вырасти не «тепличным растением», а человеком, который не боится сталкиваться с трудностями и умеет их решать.
- Важно разрешить себе ошибаться. Родители тоже люди. Мы не боги, и это нужно принять.
- Важно позволять ребенку тоже ошибаться. Пусть иногда упадет сам — так у него будет больше шансов запомнить эту «яму» без вашей помощи.
- Можно проанализировать, какие принципиальные моменты для вас значимы, и четко обозначить их ребенку как запреты или правила, которые действуют в вашем доме. Следите за тем, чтобы ребенок эти правила соблюдал.
- Если у ребенка есть другой родитель, было бы неплохо разделить с ним ответственность за ребенка пополам, не брать всю ответственность на себя.
- Также важно, чтобы кроме родительской роли в вашей жизни было что-то еще. Это помогает, потому что родительство не становится единственным критерием вашего успеха. Да, это важная часть жизни, но наряду с этим вы можете быть и тем, и другим, и третьим. Это повышает уверенность в себе, устойчивость и толерантность к стрессовым ситуациям.
- Важно разобраться с собой и не перекладывать свои личные проблемы, нерешенные тревоги и комплексы на ребенка. Этому очень хорошо помогает психотерапия.
- И конечно, полезно помнить, что школа, государство, социальная защита, органы опеки, бабушки на лавочке и даже ваша мама — это не истина в последней инстанции. Прежде всего нужно ориентироваться на свои оценки и свое мнение, а не пытаться соответствовать кем-то созданным критериям.