Цифровые устройства плотно вошли в нашу жизнь. Каждый ребенок практически с рождения имеет доступ в интернет-пространство, а также видит родителей, постоянно пользующихся гаджетами. Многие дети уже с дошкольного возраста получают личный телефон, и это, на самом деле, является началом всех последующих сложностей.
Думаю мало кто из родителей может полностью контролировать качество и количество потребляемого ребенком контента. Ведь мы, взрослые, большее количество времени время заняты, и даже если выставляем ограничения на устройстве ребенка, то сеть все равно предлагает ему популярный контент даже в рамках этих ограничений. И, к сожалению, этот контент часто является деструктивным и травмирующим. К тому же с возрастом ребенок начинает отстаивать свои границы, заявляя, что это его телефон, и таким образом «выторговывает» себе больше экранного времени.
Как следствие, к школьному возрасту мы можем получить ряд сложностей, которые критичны для предстоящего обучения и становления личности.
Основная из них — изменение направления мотивации.
Мотивация ребенка, «живущего» в гаджетах, направлена не на изучение реального мира, освоения его законов, правил, а на победы в онлайн-играх или просмотр очередной порции рилсов. Условно, дети выбирают не наблюдать за жуками или бить крапиву, а наблюдать за блогерами или побеждать очередного монстра в игре.
Давайте разберемся, почему так происходит?
Наш мозг устроен таким образом, что из всех представленных возможностей он всегда выберет самую простую и легкую, направленную на экономию сил и энергии.
Держать телефон в руках и смотреть в него — легко с точки зрения физических затрат. При этом мозг получает колоссальный выброс дофамина прилагая минимум усилий. У подобного дофамина даже есть название: «дешевый дофамин», а дальше замкнутый круг….
После всплеска дофамина всегда идет его падение и всегда ниже уровня, чем он был до этого. Как следствие — апатия, скука, нежелание что-то делать. Мир кажется серым и скучным, а чтобы получить тот же эффект удовольствия от реальной жизни, нужно потрудиться. А на это не остаётся сил. Поэтому наши дети ищут возможность опять нырнуть в гаджет в погоне за дешевым дофамином.
Таким образом формируется зависимость. И если мы, взрослые, понимаем это уже очень поздно, то задача по разрешению и изменению ситуации требует огромных усилий со стороны родителей и еще больших усилий со стороны детей.
Что же делать, чтобы у подрастающего поколения была мотивация жить, творить учиться и развиваться в реальном мире?
Я сторонник того, что, чем позже у ребенка появится свой личный телефон, тем лучше. А если есть необходимость быть на связи, вполне можно обойтись самым простым кнопочным устройством.
Для тех, кто захочет возразить, что у всех детей сейчас смартфоны, я отвечу: тут ваш выбор, ребенок должен быть как все или он должен быть здоров ментально и физически. Кстати, все больше моих знакомых меняют своим детям смартфоны на кнопочные.
Естественно, показывать положительный пример. Что бы человек ни говорил, окружение смотрит на его поступки.
Научить наших детей получать удовольствие от процесса и преодоления. А не ради предстоящего поощрения. И, опять же, лучше своим собственным примером. Избегать сильных дофаминовых «качелей», которые неизбежно ведут к дофаминовой яме, и, как следствие, к апатии и неудовлетворенности.
В завершение я хочу сказать, что навык трудиться и справляться с трудностями, экологично проживать неудачи очень пригодится ребенку в самостоятельной жизни. И задача взрослого создавать здоровые сложности для ребенка, наблюдая и направляя его в их преодолении.
Все это может качественно повысить мотивацию маленького человека и создаст возможности для роста и развития гармоничной личности.