Клиповое мышление детей: понимание особенностей и стратегии обучения

Клиповое мышление детей: понимание особенностей и стратегии обучения

Аза Гезгу

Клиповое мышление детей: понимание особенностей и стратегии обучения.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я хочу поговорить с вами о таком явлении, как клиповое мышление у детей. В век информационных технологий многое поменялось, в том числе, скорость потребления нами информации и способы ее восприятия.

Появились новые навыки, один из них — клиповое мышление. Стоит сразу отметить, что бороться с этим феноменом не нужно, да у нас и не получится. Важно знать, понимать, учитывать его наличие и следить за тем, чтобы помимо клипового мышления у детей развивались и остальные, присущие здоровому человеку, способы мыслить.

Для начала разберемся, что же такое клиповое мышление у детей.
Это — способность воспринимать и обрабатывать информацию в виде ярких коротких фрагментов или образов. Что часто влечет за собой ряд последствий: дети плохо усваивают длинные тексты, теряют способность выстраивать логические связи и вникать в суть. Короткие и насыщенные информацией выжимки, представленные в максимально простой визуальной форме, отучают детей от этого.

Так как же нам соблюдать баланс и уберечь подрастающие поколение от полного погружения в “клиповость” в ущерб остальным видам мышления?

На первом месте для тех, кому важно полноценное развитие ребенка, в списке необходимых ограничений гаджеты. Ответственность за то, что именно и в каком количестве смотрят дети, лежит на родителях. Ребенок не способен адекватно фильтровать то, что ему предлагается в сети. А информационный мир устроен так, что каждый борется за внимание, и чем ярче образы, чем быстрее меняется картинка, тем сильнее это цепляет ребенка, и соответственно, формирует в нем “клиповость”.

Не менее важно, помимо ограничений на клипы, помогать ребенку развивать иные способы мышления. Тогда даже при наличии “клиповости”, она не будет единственным способом восприятия, и возможности мышления маленького человека будут сбалансированы.

Поэтому приучайте детей слушать и читать длинные тексты ( сказки, рассказы, аудиокниги), играйте с детьми в сочинительство (придумывайте истории о чем-либо или ком-либо, сочиняйте сказки), играйте в настольные игры, игры-стратегии, логические игры. Обязательно проговаривайте выводы после прочтения произведений и обсуждайте причинно-следственные связи поступков героев. Разговаривайте со своими детьми и разбирайте ситуации, происходящие с членами семьи в течение дня. Такие простые действия благоприятно влияют на полноценное развитие мышления,
расширение кругозора ребенка и не позволяют ему сузиться до одной-единственной “клиповости”.

В заключение я бы хотела подчеркнуть, что понимание особенностей клипового мышления у детей и соблюдение баланса развития всех типов мышления поможет нам создать более эффективные стратегии обучения и поддержать разнообразие восприятия информации.

Спасибо за внимание. Если у вас есть вопросы по сегодняшней теме, пишите в комментариях. Я с удовольствием на них отвечу.