Часто очень простой, но искренний вопрос «Что тебе не нравится?» лечит детские сопли, кашель, головную боль за считанные часы.
И не обязательно «клещами вытягивать» ответ.
Даже молчаливый, глубокий выдох ребенка сигнализирует о внутренней работе и начале выздоровления.
Детская рефлексия творит чудеса! Поэтому я рекомендую приучать малышей как можно раньше, когда они еще в животе, а потом «с пеленок» проявлять и озвучивать свои чувства.
«Хороший мой, чего ты так пинаешься, тебе тоже не понравилась эта тетя? Успокойся, она уже ушла.» — поглаживая себя рукой по животу, ласково сказала чуткая мама. «Пойдем попьем чайку с пирожными, и затем я почитаю тебе интересную сказку.»
Нам, родителям, нужно как можно чаще вот так играть с детьми в их переживания!
— Что-то ты раскашлялся сегодня, и сопли ручьем. Любимый мой, скажи, что тебя беспокоит?
Иди ко мне, я тебя обниму. (физический контакт)
Посмотри на меня (зрительный контакт), может в саду что-то случилось? (призыв к рефлексии, причем психика ребенка сразу отправит его память в травмирующий момент)
— Нет! Мама, не в саду, а на улице. Когда я поскользнулся, все засмеялись, а мне было больно, – ребенок обнимает маму и дает выход эмоциям, которые «зажал» в себе после падения.
Мама крепче прижимает к себе сына. Без лишних слов, поглаживая, оставаясь спокойной, как бы «впитывает» его боль (энергетическая поддержка). Слезы утихают, всхлипы переходят в глубокий выдох облегчения.
— Спасибо что поделился со мной этим переживанием (подтверждение).
Тебе было больно и обидно? (угадывает и называет чувства). К сожалению, не всегда другие могут почувствовать то, что на самом деле чувствуешь ты. Бывает, они так заняты собой, что им нет дела до тебя, и они не могут, пережить момент так, как переживаешь ты. (моральная поддержка). Навряд ли они делают это со зла, поэтому не стоит обижаться на них. (объяснение сейчас и на будущее). Главное – ты справился. (итог и презентация «ты можешь»).
Я очень тебя люблю (принятие), пойдем, я помогу тебе высморкаться, и порисуем или полепим. (предлагаем деятельность, на которой ребенок с удовольствием концентрируется).
Обычно, через довольно короткое время, при условии, что боль, обида или другие чувства, не ушедшие глубоко, в полном объеме были озвучены и пережиты ребенком, недомогания исчезают.
Конечно, если мы сталкиваемся с более травмирующими ситуациями, приводящими детскую психику к очень сильным потрясениям, времени и проявлений чуткости с нашей стороны будет затрачено гораздо больше.
Но, в любом случае, с таким подходом, выздоровление придет быстрее и гораздо менее болезненно.
ВАЖНО!
Такие события как: подавление, серьезный проигрыш или неудача, отмена долгожданного мероприятия или события, переезд, незнакомое место, любого рода насилие, развод, смерть питомца или близкого, значимого человека, утрата чего-то ценного для души ребенка, требуют дополнительного внимания и более тщательной проработки.
Каждый раз, проговаривая чувства, проигрывая ту или иную ситуацию, мы предлагаем как бы пережить ее заново, только уже с новым опытом и поддержкой значимого и любящего взрослого. Вместе с ребенком мы рассуждаем о том, можно ли было поступить по
другому, или как бы он хотел, чтобы поступили с ним,
или как сделать так, чтобы этого не повторилось и т.п. в зависимости от конкретной ситуации.
Таким образом, мы учим детей проживать эмоции и справляться с разными непредсказуемыми ситуациями,
осваивая тем самым искусство жизни.