Полезные материалы

Эмоциональный интеллект и воспитание

Колонка психолога с Азой Гезгу
Когда происходит становление личности, дети примеряют на себя разные модели поведения. Изначально те, которые видят в семье, потом те, что видят в обществе и социальной среде.

Нередко модели, взятые из социальной среды, могут быть грубыми и деструктивными. Наша задача как родителей — рассказать ребенку, «что такое хорошо, а что такое плохо», чтобы он мог самостоятельно выбирать и отличать одно от другого.

При этом нужно делать это, не входя в конфронтацию, не навязчиво и не прямо, а бережно и обходя углы. У нас есть прекрасный инструмент — чтение и просмотр правильных фильмов, а потом рефлексия на этот счет. Это очень хорошо работает в долгосрочной перспективе развития ребенка.

Сегодня я хочу поделиться с вами притчей «о словах, оставляющих след», и вариантами, как потом можно обсуждать это с ребенком. Притча подходит детям от 5 лет.
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. Затем количество забитых гвоздей уменьшалось, так как юноша стал делать усилие и сдерживать свои гневные импульсы.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость. Отец сказал юноше: «А теперь вынимай по одному гвоздю из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».

В конце концов, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты справился с моим заданием, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Они никогда уже не будут такими, как раньше… Так и с нашими словами: каждый раз, когда человек ранит другого словами, в его душе остаётся такая же дыра, такой же шрам. И даже если потом извиняются и «вынимают гвоздь», шрам всё равно остаётся.»

Вопросы, которые можно задавать ребенку:
  1. Бывало ли у тебя такое, что ты очень злился?
  2. Как ты справился?
  3. Как можно было бы ещё, по-другому, себя повести?
  4. Когда мы злимся и грубим другому человеку, становится ли нам от этого хорошо?
  5. А человеку, которому мы нагрубили?
  6. От чего появляется злость?
  7. Как можно помочь человеку, который злится?

Очень важно слушать ответы ребенка, обсуждать, почему он думает так или иначе, говорить своё мнение, не навязывая его, и принимать то, как думают сын или дочь. Это даёт уникальную возможность размышлять и проговаривать всё, что считаешь. Мнение и поведение ребенка меняются не по принуждению, а по согласию. Быть другом и старшим товарищем своим детям — великое счастье, и мы сами можем его себе создать.