Полезные материалы

Почему он так себя ведет?

2025-10-15 11:59 Мир семьи с Натальей Катаевой
В рамках семейной системной терапии проблемное поведение ребенка рассматривается не как индивидуальная проблема или «диагноз», а как симптом дисфункции всей семейной системы.

Проще говоря, ребенок часто является «идентифицированным пациентом» — тем, кто проявляет проблему, в то время как сама проблема коренится в отношениях, паттернах общения или нерешенных конфликтах между всеми членами семьи.

Вот ключевые идеи, которые объясняют поведение ребенка в этом контексте:

1. Ребенок как «носитель симптома» семьи

Поведение ребенка (агрессия, замкнутость, плохая успеваемость, частые болезни) — это послание, которое он несет от имени всей системы.
Пример: Ребенок начинает плохо учиться и прогуливать школу. Вместо того чтобы винить только его, системный терапевт спросит: «Что происходит в семье в это время? Возможно, его поведение отвлекает родителей от их нарастающего супружеского конфликта?»


2. Триангуляция

Это основной процесс, когда конфликт между двумя членами семьи (чаще родителями) непроизвольно вовлекает третьего (ребенка), чтобы снизить напряжение в паре . Ребенок оказывается в роли:

Спасателя: пытается мирить родителей, быть «хорошим», чтобы им было не до ссор.

Громоотвода: своим плохим поведением привлекает к себе гнев и внимание, объединяя родителей в совместной заботе о «проблемном» ребенке.

Посредника: передает информацию между родителями, которые не могут говорить напрямую («Скажи папе, что...»).


3. Стабилизатор системы

Ребенок может неосознанно жертвовать своим благополучием, чтобы сохранить стабильность семьи. Его симптом служит цели — удерживать систему от распада.
Пример: ребенок перестает ходить в школу, потому что ему там “невыносимо”, “становится плохо”, не складываются отношения в коллективе и т.п. Таким образом мать вынуждена сидеть с ним дома. Системный взгляд на проблему может показать, что подобное поведение ребенка «спасает» мать от ее собственной нереализованности или депрессии, придавая ее жизни смысл и занятость. И когда женщина занята, она гораздо реже ссорится с мужем, что создает у ребенка ощущение большей стабильности семьи.


4. Нарушение иерархии

В здоровой семье существует четкая иерархия: родители — это руководящая система, а дети — подсистема, следующая их правилам. Проблемное поведение ребенка часто возникает, когда эта иерархия нарушена.

Перевёрнутая иерархия: ребенок выполняет роль родителя для своего родителя (например, утешает мать после ссоры с отцом). Это огромный груз ответственности для юной, неокрепшей психики, который впоследствии проявляется в тревоге или агрессии.

Коалиция через поколение: когда один из родителей образует коалицию с ребенком против другого родителя. Ребенок в такой ситуации разрывается между лояльностями, и его поведение становится протестом против этой невыносимой ситуации.


5. Лояльность и невидимая верность

Ребенок бессознательно сохраняет лояльность к семейным паттернам, даже если они деструктивны. Например, если в семье не принято проявлять гнев, ребенок может выражать его косвенно — через пассивную агрессию или психосоматические симптомы (головные боли, боли в животе).


6. Передача трансгенерационных паттернов

Поведение ребенка может быть отголоском нерешенных травм и конфликтов из предыдущих поколений (бабушек и дедушек). Например, непроявленная травма войны у деда может через поколение проявляться у внука в виде необъяснимых страхов и тревоги.

Как это выглядит на практике? Задачи терапевта.

Семейный терапевт не работает только с ребенком. Он работает со всей семьей, чтобы:

  1. Перевести симптом с ребенка на систему: помочь семье увидеть, что проблема не в «сломанном» ребенке, а в «сломанных» отношениях.
  2. Восстановить границы: укрепить родительскую подсистему и вернуть детям возможность быть просто детьми, а не партнерами или терапевтами для своих родителей.
  3. Научить прямым коммуникациям: помочь членам семьи говорить о своих чувствах и конфликтах напрямую, а не через симптомы ребенка.
  4. Разблокировать замороженный конфликт: вывести на поверхность истинные проблемы в семье (супружеские конфликты, невысказанное горе), которые маскируются поведением ребенка.

С точки зрения семейной системной терапии, поведение ребенка — это верхушка айсберга. Это адаптивная, хотя и деструктивная, попытка справиться с напряжением в более широкой системе.

Работая с семьей как с целым, семейный терапевт помогает «вызволить» ребенка из роли носителя симптома и восстановить здоровое функционирование всей семьи.