Полезные материалы

Ошибки и жизнестойкость

Колонка психолога с Азой Гезгу
Все мы желаем нашим детям самого лучшего, хотим, чтобы они росли успешными и счастливыми. И уже сейчас, независимо от того, 5 или 15 лет вашему ребенку, запущен процесс становления личности. От наших реакций и действий во многом зависит, как наш ребенок будет смотреть на мир, как он будет справляться с неудачами (а они точно будут), и как он будет радоваться своим успехам — это тоже важный навык для сохранения того самого успеха. Конкурентоспособность, умение справляться с трудностями и идти вперед, несмотря ни на что, дают возможность быть жизнестойким.

Что такое жизнестойкость? Это выносливость или устойчивость. Другими словами, это способность человека выдерживать напряжение, стрессовые ситуации и сохранять при этом внутреннюю стабильность и уверенность в том, что в конечном итоге все будет хорошо. Это умение не впадать в отчаяние из-за каждой неудачи, навык подниматься после падений и продолжать движение вперед.

Так как же нам с вами сформировать эту самую жизнестойкость у наших детей? Самое важное в этом вопросе — ваша реакция на ошибки ребенка: рассыпал, пролил, плохо написал контрольную, неаккуратно сделал домашнюю работу, испачкал вещи, разбросал все вокруг… Как вы реагируете? Какие эмоции и программы вы транслируете ему в ответ на «косяки»?

Если в таких ситуациях на ребенка ругаются, кричат и, не дай Бог, бьют, это рождает страх — страх ошибки и страх действовать. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Промахи и ошибки — это часть пути к росту и развитию. Как говорят, человек может получить столько, сколько он готов потерять. Если ты не готов ошибаться, готов ли ты идти вперед? Когда вы ищете инициативу у своих детей и не понимаете, почему они не уверены в себе и боятся пробовать новое, посмотрите на реакцию окружающих на ошибки ребенка.

Лучшее, что мы можем сделать — это демонстрировать и показывать, как справляться с ошибками и трудностями. Делитесь с детьми тем, как вы сами справляетесь со своими проблемами. Показывайте им, как исправлять ошибки: как подмести, если что-то рассыпали; как протереть, если что-то пролили; как действовать, если испортили костюм перед утренником; что делать с домашкой, если допустили ошибку. Объясните ребенку, что тройка — это не страшно и что всегда есть выход. Чаще всего этот выход очень интересный и занимательный.

Наш выбор — расстраиваться и сдаваться или идти вперед, справляясь с трудностями. В конечном итоге мы сами выбираем, как будем реагировать, и учим этой реакции наших детей. Они формируют свои собственные реакции и выборы, свою уверенность и смелость, свою жизнестойкость.

Тем, кто хочет узнать больше, рекомендую пройти тест на жизнестойкость С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева.