Травма поколений или накормить любой ценой

Травма поколений или накормить любой ценой

Аза Гезгу

Недавно мне довелось съездить в место, где у меня была возможность наблюдать за большим количеством детей и родителей из разных стран, много и долго.

Вывод я сделала один: проблемы и страхи, касаемые детей, у людей одинаковые, не зависимо от цвета кожи и языка, на котором люди говорят.

 

Особенно ярко это видно в ресторане, когда наблюдаешь за кричащими детьми и родителями, которые пытаются засунуть им еду. Все, что угодно, лишь бы поел — мультики, игры на телефоне, манипуляции, уговоры, готовность кормить 12-летнего мальчика с ложечки… 

Все, что угодно идет в ход, лишь бы внутри ребенка оказалась еда. Получается как в анекдоте: 

 

— Васенька иди домой!
— Мама, почему, я голодный ? 
— Нет, ты в туалет хочешь.

 

Я вот что хочу донести: мы, взрослые, ищем себя, выстраиваем свое питание, режим дня, учимся обращаться с деньгами, своим  временем, телом. 

 

Часто, только выйдя из школы, мы начинаем учиться  жить. Набиваем шишки, порой очень очень ощутимые, и ближе к 40 годам понимаем: вот оно как надо было, оказывается… Но половина жизни прожита, многого уже не вернуть и не исправить…

 

Так как же нам, взрослым, помочь своим детям, сэкономить их время и дать знания, которые уже в 18 лет дадут возможность понимать, как действовать во взрослом мире?

 

Нам нужно научиться не смотреть на ребенка через призму собственного опыта и знаний, обусловленных своими страхами и чувством тревоги. 

 

Ребенок должен проживать свой опыт. И чем раньше он начнёт это делать, тем меньше ошибок он будет совершать во взрослом возрасте. Фокус в том, что в детстве это может быть совсем незначительная ситуация, а выводы будут глобальные и на всю жизнь. Но чем старше становится человек, тем более серьезные последствия могут повлечь за собой его ошибки.

 

Задача взрослого — показать ребенку жизнь как она есть, не держать его в тепличных условиях. Давать возможность пробовать, изучать и осмысливать опыт. И на этапе осмысления помогать простраивать причинно-следственные связи и делать выводы. Также важно давать возможность ребенку проживать негативные эмоции, а не пытаться угодить и поднять настроение. Например: «Ты сейчас грустишь/ скучаешь/ недоволен и это нормально. Давай подумаем, почему так произошло».

 

Мы можем подсветить ребенку выходы из этого состояния: «Может, ты голоден/поругался с другом/и т.д.». В этот момент можно на первых порах помогать ребенку искать выход, предлагая варианты. Но важно не давать готовых решений. Ведь именно способность мыслить самостоятельно и широко способствует развитию критического мышления, которого так не хватает в современном мире. 

 

«У тебя сейчас так, что будешь с этим делать?» — это главный вопрос. Мы задаем его и встаем в паузу, тем самым запуская процесс развития и становления личности.

 

Такой подход дает возможность нашим детям справляться со сложностями и задачами, которые стоят перед каждым во взрослой жизни. Этот же навык поможет нашим детям не сломаться при первой трудности, быть упорными и настойчивыми в достижении целей.

 

Если отправиться в историю жизней великих людей, то за каждой из них стоит огромное количество попыток, неудач и поражений. И их величие заключается именно в том, что они когда-то не остановились, а пробовали по-другому и шли дальше. 

 

Вывод один: отделяйте свои страхи и тревоги от своих детей. Вы для них уже самый лучший родитель, даже если ваши дети голодны, не сходили в душ или поругались с друзьями. 

Как сказал кто-то из великих: «Задача взрослого — подготовить ребенка ко взрослой жизни», а я добавлю, что это возможно только через ваше согласие на то, чтобы ребенок проживал свой собственный опыт в вашем доме.