В преддверии нового учебного года мы устроили чаепитие для наших друзей — многодетных родителей Юго-Западного округа Москвы, которых специалисты фонда консультируют. Замысел встречи — за чашечкой чая обсудить насущные вопросы и вручить подарочные карты «Детского мира» для подготовки детей к школе. Встреча пошла не по первоначальному плану. А было вот что.
Изначально планировали за полтора часа рассказать и обсудить тему «Мудрый посредник: хорошие отношения или хорошие оценки», но родители обозначили обширный набор вопросов о детях, ответы на которые их сейчас заботят. Целых три часа наш психолог отвечала на вопросы, приводила примеры и давала консультации. Получилось так, что вопрос заданный одним из родителей, был интересен в итоге каждому. Почти все хотели разобраться в том:
- Как укреплять отношения с детьми
- Как справится с нежеланием помогать родителям
- Как прививать самостоятельность и разница воспитания девочек и мальчиков
- Как стабилизировать эмоциональное состояние детей
- Как помочь подростку развивать коммуникативные навыки и строить
- межличностные отношения
- Как должен вести себя ребенок, чтобы его принимали в классе
- Как справляться с эмоциональным давлением учителя
Помимо этого, много говорили о том, как формируется ценность родителя для ребенка, как прививаются навыки культурного общения. Например, как рождается навык ухаживания за женщиной, т.е. мамой.
Самостоятельность и инициатива подростков оказались самой озадачивающей родителей темой. Аза Гезгу, психолог фонда, приводила примеры, как взращивать детскую инициативу, как прививается самостоятельность через делегирование обязанностей по дому. Среди них — не давать готовых решений, не обслуживать детей, когда они сами могут убрать за собой, давать ребенку возможность проявлять инициативу при обсуждении семейных дел и планов. То и дело участники обращались к теме «общество
потребителей» и как с последствиями этой общественной трансформации работать.
И самое важное: быть внимательным к ребенку, наблюдать за ним, его склонностями, сильными сторонами, чтобы понимать, что ему удается лучше всего, к чему у него душа лежит, а что – не его сильная сторона. Это снижает уровень напряженности в отношениях.
За три часа обсуждений у родителей формировалось решение организовать Родительский клуб, чтобы ежеквартально под руководством психолога дискутировать на актуальные детско-родительские темы и учиться небольшими шажочками достигать большего благополучия в жизни своих детей. Следующая встреча – в середине осени.