Вы верите, что климатом можно управлять?

Вы верите, что климатом можно управлять?

Вы можете себе представить, чем занимается специалист по работе с семьей? Если вы с социальными службами не знакомы, то сразу и не ответите на такой вопрос. Марина Леонова, специалист по работе с семьей нашего фонда, ответила бы так: «Тот, кто сначала просто рядом – с этого все начинается».

Марина – это скорая помощь, а также — реабилитолог, психолог, коуч в одном лице для семей с детьми, которые очутились в трудной социальной ситуации. Мы ее считаем волшебником по управлению климатом. Первые слова, которые она может услышать по телефону в любое время суток «У нас катастрофа». Ее рассказ о том, что происходит до и после этого.

Что такое «семьи в трудной жизненной ситуации»

Невзгоды могут внезапно атаковать любую семью – страшный квест. В законодательстве РФ  «Трудная жизненная ситуация для семьи»  или ТЖС — это то, что нарушает жизнь детей и взрослых так, что они не могут  самостоятельно с этим справится. По принципу домино: один кирпичик завалился и потянул за собой все другие. Статус ТЖС получают малообеспеченные, многодетные и опекунские семьи, одинокие мамы и папы, семьи с детьми-инвалидами и тяжелобольными взрослыми, семьи, раздираемые конфликтами.

Положа руку на сердце, можно признать, что в большинстве случаев мы морально не готовы к бедам. Когда наступают тяжелые времена – это может быть безденежье, потеря родных, инвалидность одного из членов семьи, сложное поведение детей – взрослым не удается совладать со своими страхами, усталостью и раздражением. Людям не хватает социальных и родительских навыков для преодоления трудностей, справится с проблемой в одиночку становится немыслимым. В доме начинает формироваться эмоционально-токсичная среда для детей, портятся отношения, все становится еще хуже.

Задачи специалиста по работе с семьёй

Моя задача – быть рядом, стать временной опорой, помочь родителям найти силу внутри себя, разобраться в ситуации, составить вместе план действий.  Если взрослые взбудоражены поведением детей – показать, что это реакция ребенка на непогоду в семье. Тучи разогнать может сам родитель. Просто нужно освоить «волшебство» управления климатом в доме.

Следующий шаг — выстроить добрые отношения между взрослыми и детьми, даже если внешние условия напоминают снежную лавину. Такую задачу мы с семьей решаем вместе несколько месяцев, потому что сложнее всего родителю дается труд над собой. Если в доме материальные проблемы – то тут команда фонда помогает наладить быт, чтобы у детей была еда, сезонная одежда, медицинская помощь. Становимся проводниками к социальным сервисам – как правильно и где оформить льготы, инвалидность. Без помощи разных специалистов – соцработников, психологов, медиков и сопереживающих людей-меценатов мы бы тоже не справлялись с такими задачами. Ключевое слово во всем этом – «вместе».

Почему у родителей опускаются руки

Когда на семью сыплются нежданные проблемы, реально ли родителям мгновенно превратиться в профи по их решению? Ты будто должен сразу стать грамотным в юриспруденции, медицине, психологии, поиске информации в интернете. Семьи начинают искать поддержку в социальных организациях, но часто сталкиваются с отказами, которые не всегда обоснованы. Вы много знаете людей, которые переступают через отказы и критику, как через осеннюю листву, неумолимо двигаясь к своей цели? Надежда быстро угасает. 

У одной мамочки двое детей, один с синдромом Дауна. Папа умер до рождения младшего.  Других близких родственников рядом нет. Живут в однокомнатной квартире. Сынишка перенес 6 операций, на которые маме пришлось брать кредиты. Теперь она их она по капельке отдает.  Детям нужны вещи.  Семье —  еда и юридическая помощь.  Обращалась в разные организации, в том числе профильные по помощи деткам с синдромом Дауна. Везде отказывали в поддержке. Наверное, думали, что поможет кто-то другой. Мама не знала, что есть фонды, которые оказывают бесплатную юридическую, продовольственную или вещевую  помощь. Она отчаялась и перестала надеяться, что кто-то поддержит. Вся ее опора – это церковная община, которая помогает продержаться на плаву.

Иногда люди стесняются рассказывать о своих проблемах, не хотят тревожить родню своими невзгодами или у них просто нет близких.   

Какая помощь нужна семьям в первую очередь

В состоянии стресса большинство из нас впадает в ступор: что делать и куда бежать?  Сначала самое важное для семей – эмоциональная поддержка. Потому что преодолевать отчаяние может человек, у которого есть опора — «круг социальной поддержки».  Родные, друзья, добрые соседи — те, кто может внимательно выслушать, вместе подумать о путях преодоления и просто дать понять, что ты не один. Иногда люди стесняются рассказывать о своих проблемах, не хотят тревожить родню своими невзгодами или у них просто нет близких.   

Недавно раздаётся звонок. Первые слова, которые слышу: «У нас катастрофа». В многодетной семье сложилась такая ситуация: папа со сложным характером не ладит с сыном-подростком, а сын не может справится с этим вызовом и начинает вести себя асоциально, так называемое, девиантное поведение.   И вот папа сгоряча выгнал сына с мамой из дома. Мама звонит из подъезда в полной растерянности.

Мы провели несколько часов за обсуждением вариантов развития ситуации и строили маршрут выхода из неё.  Это напоминало работу электриков по устранению аварии: неверное действие может спровоцировать удар 220. По мере проговаривания необходимых действий мама успокаивалась и домой уехала с уверенностью в своих силах. Все помирились. Но через три дня сын опять начал «чудить».

Как разомкнуть круг проблем

Мы в фонде оцениваем риски для развития ребенка – как происходящее может сегодня и завтра сказаться на его эмоциональном и физическом здоровье — и предлагаем промежуточные решения по выходу семьи из кризиса.  Например, в семье, где конфликт между папой и подростком, Аза, психолог фонда, начала работать с мамой, постепенно нащупывая подход к папе, чтобы оба родителя смогли увидеть ситуацию с разных сторон. Когда поймут, как можно действовать по-другому – наступит мир.  Для подростка стали искать специализированную школу, где эксперты врачуют эмоциональные травмы, давшие старт девиантному поведению. Следующий этап – привлечение медиатора из Центра программ профилактики. Медиатор – это специалист, который помогает родителям осознать корень проблемы и найти решение, которое устроит всех в семье. Так в подобной ситуации можно прервать замкнутый круг, в котором за примирением следует шаровая молния агрессии, которая усугубляет конфликт.

Опять: в университетах этому не учат

Только в семье ребенок получает базовые «прививки» культуры и навыки взаимодействия с миром: умение доверять, уважение к окружающим, проявление чувства любви и благодарности, самостоятельность, целеустремленность. Кто-нибудь научился этому по мультикам и роликам в ТикТоке?

Если у родителя не хватает каких-то умений и знаний — компетенций, то у ребенка шаткая опора для гармоничного развития. В таких случаях часто из уст мамы или папы вылетает «ничего на нее не действует», «в кого он такой», «он такой нервный родился», «вот я в твоем возрасте». То-есть взрослые, которые в семье обладают волшебной силой как созидания, так и разрушения, материализуют «угрозу эмоционального землетрясения» ребенку на всю жизнь. По мере взросления ребёнок будет испытывать сложности в адаптации в детском саду, потом в школе, институте, на работе, в личной жизни. Нервозность, неуверенность, агрессия, подавленность, неуважение, отсутствие интересов и друзей, психосоматические заболевания у ребенка – это частые индикаторы того, что волшебники не знают добрых заклинаний.  

Перечень нужных родителю умений большой: быть родителем – это сложная «профессия».  Самая сложная, потому что требует отдачи 24 х 7 на протяжении лет 15 – это знают все, кто родил, воспитал и уже выпустил в самостоятельный поход по жизни свое чадо. Нет таких уроков в школе и курсов в университетах, где юных людей учили бы быть успешным родителем. Кто-то осваивает ее в родной семье, кому-то приходится уже во взрослой жизни наверстывать, что сложнее.  Просто, как в любом деле, помогает желание делать что-то лучше.

Каждый повторяет поведение и реакции взрослых, которые были доступны ему в детстве через наблюдение за своими близкими, зеркалит. Если родные не были бережны к детям и окружающим, то откуда таким качествам взяться у будущих папы и мамы

Как формируется родительская компетентность

Компетенции возникают не спонтанно, а формируются в семье. Каждый повторяет поведение и реакции взрослых, которые были доступны ему в детстве через наблюдение за своими близкими, зеркалит. Если родные не были бережны к детям и окружающим, то откуда таким качествам взяться у будущих папы и мамы.  Поколение за поколением повторяют стереотипы взаимодействия в семье на автопилоте, потому что это единственно проверенный маршрут. Может, не лучший, но знакомый – так рассуждает мозг.

Времена меняются — часть родителей готовы ставить под сомнение свои родительские навыки, потому что климат ухудшается, волшебных слов нет в запасе, а привычка жить под дождем и ветрами не вырабатывается. Они обращаются к специалистам за помощью и применяют их советы на практике. Происходят позитивные изменения — это становится главным стимулом к повышению своих компетенций.  Здесь самое важное – не клеить на себя ярлык «я никудышний волшебник», а говорить себе «я готов учиться быть лучше». Ведь никто не хочет сознательно быть «неправильным родителем» — так жизнь сложилась.

С какими проблемами чаще всего работает специалист по работе с семьей

Сложные социальные ситуации провоцируют кризис в отношениях.  Родители часто не видят корень проблемы, думая, что что-то не так с ребенком. Например, многодетная мама приходит к нам с просьбой помочь в воспитании сына: он «гиперактивен, неуправляем». По ходу работы с мамой узнаем, что в семье сложилась бедственное положение: семья осталась без кормильца, бабушка болеет, у одного ребёнка особенности в развитии. А другому ребенку-подростку нужно сейчас много внимания. Зарабатывать стабильно мама не может, потому что ухаживает за ребенком и бабушкой. С едой перебои. Социальные организации отказывали в помощи без оснований. Мама просто выгорела, у нее нет ни сил, ни времени «слышать» каждого ребенка, излучать уверенность и доброжелательность.  Это так горько – видеть обессиленных мамочек, которые могли бы лучиться солнцем на всю свою вселенную, но они напоминают мерцающего светлячка, который еще чуть – выключит внутренний свет.

В таких ситуациях, чтобы наладить отношения, необходимо решить бытовые трудности.   Мама никогда до того не сталкивалась с такими проблемами и не знала, что можно оформить льготы на лекарства и коммуналку, получать компенсацию.  И кто бы из нас знал, если живешь себе спокойно в кругу любящей семьи, а тут раз – цунами. Помогли оформить льготы – семья многодетная, малоимущая с ребенком-инвалидом, — смогли обеспечить продовольственное снабжение.  Следующий шаг – помощь психолога, ведь отпустить от себя усталость и страх, чувство бессилия не так-то просто. Вслед за этим – свежие навыки акклиматизации с детьми в новой жизненной ситуации.

Бывает, что родители компетентны до той поры, пока ребёнок не вошел в подростковый возраст. Его поведение меняется, а родители не понимают, почему так резко все изменилось и как общаться теперь с сыном или дочкой. Был милый котенок – стал шипящий и царапающийся котище ростом 1.75.  Это они так воспринимают. Подросток же ощущает себя вполне дееспособным где-то на интуитивном уровне, а снаружи ему все подсовывают детское питание и заставляют играть с бантиком, шикают, если не хочет он этого бантика.

Иногда взрослые стараются лепить из подростка себя, навязывают ребёнку свои желания и цели. Например, мама была спортсменкой и очень хочет, чтобы дочки преуспели в спорте, а у них другие таланты: рисовать, конструировать, писать истории.  Мама этого не замечает и продолжает вести детей к «свое мечте». Но если мечта чужая – то хочется от нее отстранится, закрыться.  Не случайно наш фонд запустил проект «Клуб интересов несовершеннолетних», где подростки учатся понимать себя, родителей и окружающий мир. А параллельно наш психолог работает с мамами.  Потепление отношений в семье иногда очень быстрое: дети и родители становятся внимательнее друг к другу. Подростки перестают комплексовать, начинают слышать себя и других. Мамы отменяют свою «наступательное» или «отстраненное» поведение.

Стимул быть сильнее

Иногда для родителя просто ощущение, что все можно наладить, небольшие изменения к лучшему становится стимулом к развитию. Например, семье отказали в детских пособиях и отмахнулись от нее в нескольких организациях. В течение 2 дней помогла семье выяснить, что по закону у них есть все основания получать помощь государства. Или, например, родители не знали, что есть инклюзивные школы или специальные реабилитационные бесплатные программы в детских больницах.  Для подростка в одной семье нашла бесплатные курсы по программированию – он очень хотел. Для других семей – бесплатные занятия по профориентации для подростков и взрослых в центре «Моя Карьера».

Сначала узнаю всю необходимую информацию по насущному для семьи вопросу, помогаю оформлять документы. Потом показываю, как самостоятельно находить важные данные в интернете, пересылаю родителям ссылки и контакты. Так они постепенно начинают верить в свои силы, видят маршрут в цифровом лесу: понимают, как оформлять льготы, медицинскую помощь, обучение детей, прохождение бесплатных курсов.

По сути, это все повышает родительскую компетентность. Если взрослый видит, что после встреч с психологом и специалистом по работе с семьей тучи рассеиваются, жизнь налаживается, ребенок лучше себя чувствует, громы и молнии остаются в прошлом – у него появляется вера в то, что новые навыки реально улучшают жизнь.  

В одной семье, которую мы поддерживаем, родители передумали разводиться. В другой – родители смогли оформить необходимые документы, прикрепить ребенка с особенностями здоровья к поликлинике, занялись вплотную его здоровьем. В семьях, где подростки, наладился диалог, но начинается всегда с того, что сначала просто нужно быть рядом и вместе.