Наши дети… как же мы хотим, чтобы они были здоровыми, успешными, радостными и, конечно же, счастливыми!
И вот рождается ребенок. Сначала мы смотрим на него и не можем насмотреться, надышаться его запахом, радуемся каждому проявлению, каждой улыбке и даже какашкам.))
Но проходит совсем немного времени, и ребенок начинает двигаться, исследовать мир, познавать его. Он начинает лезть туда, где опасно; что-то рассыпается, ломается, бьется. Наши внешние обстоятельства не всегда дают нам возможность отдыхать и расслабляться.
И вот во взрослом человеке начинает нарастать раздражение, и тут каждый сам выбирает, как действовать: кто-то выбирает выключить ребенка и включить мультики, кто-то злится и ставит запреты, кто-то пугает доктором, полицейским или бабайкой. Иногда начинаем кричать, а может быть, поднимать руку.
И те крылья, тот исследовательский интерес, который встроен в каждого ребенка, потихоньку угасает. К подростковому возрасту мы получаем неуверенного закомплексованного «ежика», который знает, что мир опасен, взрослые злые и вообще проявлять и показывать себя нельзя. Кто-то начинает протестовать, иногда в жесткой форме; у кого-то проявляются разные расстройства, а кто-то просто тихо ждет, когда можно освободиться от родителей, и проявления наступают гораздо позже. В таких случаях все гораздо сложнее.
А в это время родители начинают судорожно решать проблему: бегают по специалистам, пичкают лекарствами, лечат и исправляют ребенка. Хотя проблема в нас!
В наших страхах, установках, в том, как мы видим жизнь, в том, что и зачем говорим нашим детям, что мы вербально и невербально транслируем.
Как часто мы сливаемся с детьми, не видя их индивидуальность и при этом не живя своей жизнью? Это некий симбиоз, при котором никто не выигрывает. Это можно проследить в разговорах с родителями: «Мы ходим на танцы», «Мы писали олимпиаду» и т. д.
Так что же делать, чтобы избежать всего выше перечисленного?
Станьте родителем-наблюдателем. Живите с вопросом: а что сейчас происходит?
Что на самом деле скрывается под тем, что мой ребенок сейчас кричит или куда-то лезет?
Что происходит? Почему ребенок сейчас плачет, кричит или говорит «нет»? Ведь чаще всего, когда такие ситуации происходят, мы спешим все решить или начинаем противостоять ребенку, конкурировать и доказывать. Как сказал один человек: «Ты хочешь быть правым или любимым?».
Наблюдайте за детьми, смотрите вглубь. Дайте ребенку проживать свой опыт в рамках разумного в раннем возрасте; он таким образом быстрее научится делать выводы и принимать решения в свою пользу. Их деструктивное поведение — лишь маяк того, что что-то не так, а не причина. Это следствие наших действий, установок и правил. Я по своим детям знаю, что подростковый возраст может проходить в легкости и контакте. Это не значит, что проблем нет — они есть, но их качество и количество совсем другое. А ребенок сам дает решение, как себе помочь, потому что он знает и чувствует себя.